Физическая культура и спорт
Приоритетное направление физкультурно‑оздоровительная работа
Главная цель — формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, обеспечение гармоничного физического и психоэмоционального развития.
Ключевые задачи:
- укрепление иммунитета и резистентности организма к неблагоприятным факторам;
- развитие базовых физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость, координация, гибкость);
- профилактика нарушений опорно‑двигательного аппарата (осанка, плоскостопие);
- освоение двигательных умений и навыков в соответствии с возрастными нормативами;
- формирование гигиенических привычек и культуры здоровья;
- создание условий для самореализации ребёнка в двигательной деятельности;
- вовлечение семьи в процесс физического воспитания;
- снижение заболеваемости через систематическое закаливание.
Материально‑техническое и средовое обеспечение
В детском саду функционирует спортивный зал и плавательный бассейн.
Спортивный зал оснащён стационарным, традиционным и нетрадиционным оборудованием:
- гимнастические стенки, лестницы, канаты, кольца;
- мягкие модули, маты, коврики (в т. ч. массажные);
- скамьи, брёвна, балансиры для развития равновесия;
- обручи, мячи (разных диаметров), кегли, кольцебросы;
- скакалки, ленты, флажки для общеразвивающих упражнений;
- тренажёры (по возрасту и возможностям ДОУ);
- аудиосистема для музыкального сопровождения занятий.
Плавательный бассейн оснащён пособиями и игрушками, которые предназначены для эффективной организации занятий по плаванию, проведения различных упражнений и игр. В оснащение входят:
- надувные жилеты,
- нарукавники резиновые и пластмассовые игрушки,
- мелкие игрушки из плотной резины (тонущие),
- обручи,
- мячи разного размера,
- спасательные круги,
- страховочный шест.

На территории ДОУ:
- универсальная физкультурная площадка с зонированием (зона гимнастики, зона подвижных игр, зона лёгкой атлетики);
- специализированные площадки: волейбольная, баскетбольная;
- беговая дорожка (не менее 30 м);
- сектор для прыжков (песочная яма, разметка);
- гимнастический комплекс: турники, шведские лестницы (3–5 уровней высоты), бревно, кольца, канат;
- оборудование для лазания и подлезания (дуги, тоннели, стенки);
- мишени и стойки для метания;
- разновысотные столбики для развития равновесия;
- теневые навесы и скамейки для отдыха.

В групповых помещениях:
- физкультурные уголки с дифференцированным оборудованием по возрастам;
- нестандартные пособия (массажные дорожки, тактильные коврики, мягкие модули);
- свободные зоны для самостоятельной двигательной активности;
- картотеки:
- подвижных игр (по сезонам и тематикам);
- физкультминуток;
- комплексов утренней гимнастики;
- упражнений после сна.
Дополнительное оснащение:
- инвентарь для дыхательной гимнастики (султанчики, шарики, трубочки);
- коррекционные пособия (ортопедические коврики, балансиры);
- средства для закаливания (контейнеры для босохождения, ёмкости для обливаний);
- мультимедийное оборудование для проведения ритмической гимнастики
Диагностика физического развития
Периодичность: 2 раза в год (сентябрь, май).
Методы оценки:
- антропометрия (рост, вес, окружность грудной клетки);
- тестирование физических качеств:
- скоростные способности (бег на 10 м);
- координация (челночный бег);
- сила (подтягивание, отжимания);
- гибкость (наклон вперёд);
- выносливость (бег на дистанцию);
- оценка осанки и свода стопы

Документация:
- «Паспорт здоровья» ребёнка (индивидуальная карта с динамикой показателей);
- групповые сводные таблицы;
- аналитические отчёты по итогам полугодий.
- Критерии оценки: шкала темпов прироста физических качеств с учётом возрастных норм и группы здоровья.
Профилактико‑оздоровительные мероприятия
А. Закаливание
- воздушные ванны: сон без маек, проветривание помещений, прогулки;
- водные процедуры: обширное умывание, полоскание рта, обливание кистей;
- босохождение: по массажным дорожкам, коврикам, траве (летом);
- солнечные ванны: дозированные (утром/вечером), с головными уборами;
- контрастные процедуры: ходьба по «дорожкам здоровья» (тёплый/холодный коврик).
Б. Профилактика заболеваний
- витаминизация рациона (сезонные фрукты, овощи, отвары);
- фитонцидотерапия (лук, чеснок в групповых помещениях);
- гигиена зрения:
- контроль освещения;
- расстановка мебели по росту;
- зрительная гимнастика (2–3 мин, 2 раза в день);
- профилактика ОРВИ: оксолиновая мазь, промывание носа солевыми растворами.
В. Лечебно‑профилактическая работа
- иммунопрофилактика (по графику);
- ЛФК для детей с ОВЗ (индивидуальные занятия);
- коррекция мебели по антропометрии (ежеквартально);
- массаж биологически активных точек (по рекомендациям врача).
Г. Гигиенические мероприятия
- соблюдение режима дня (сон, питание, прогулки);
- рациональное питание (5‑разовое, с учётом сезонности);
- контроль осанки во время занятий (мебель, освещение);
- проветривание и кварцевание помещений.
Двигательная активность: формы и содержание
А. Организованные формы
1.Утренняя гимнастика:
- длительность: 5–10 мин;
- частота: ежедневно;
- варианты: традиционная, игровая, танцевальная, с предметами.
2.Занятия по физической культуре:
- периодичность: 3 раза в неделю (2 в зале, 1 на улице);
- структура: вводная часть (разминка), основная (ОРУ, основные движения), заключительная (релаксация);
- продолжительность: мл. группа — 15 мин, ср. — 20 мин, ст. — 25 мин, подг. — 30 мин.

3.Физкультминутки:
- длительность: 2–3 мин;
- частота: 1–2 раза в день (при признаках утомления);
- содержание: динамические упражнения, дыхательная гимнастика.
4.Подвижные игры:
- на прогулках (ежедневно);
- в зале (в непогоду);
- с правилами и импровизационные
5.Ритмическая гимнастика:
- 1 раз в неделю;
- с музыкальным сопровождением;
- элементы танцев, аэробики.
Б. Самостоятельная активность
- игры в групповых зонах (конструкторы, модули);
- упражнения на прогулке (лазание, прыжки, метание);
- свободная деятельность после сна (ходьба по массажным коврикам).
В. Активный отдых
- дни здоровья (1 раз в квартал);
- спортивные праздники (осенью, зимой, весной);
- эстафеты и соревнования (между группами);
- летние оздоровительные мероприятия (водные игры, пляжный спорт);
- тематические досуги ( «Весёлые старты», «Мама, папа, я — спортивная семья»).

Взаимодействие с семьями
Формы работы:
1. Информационно‑просветительская:
- родительские собрания (2 раза в год);
- стенды и буклеты ( «Закаливание дома», «Профилактика плоскостопия»);
- сайт ДОУ (раздел «Здоровье»).
2.Практическая:
- мастер‑классы ( «Домашняя гимнастика», «Массаж стоп»);
- открытые занятия (показ методик);
- совместные мероприятия (соревнования, походы).
3.Индивидуальная:
- консультации по результатам диагностики;
- рекомендации для детей с ОВЗ;
- анкетирование (выявление запросов семьи).
4.Наглядная:
- фотовыставки ( «Мы растём здоровыми!»);
- видеоотчёты (с праздников);
- «Доска достижений» (грамоты, медали).

Методические подходы и принципы
Принципы:
- индивидуализация (учёт возраста, здоровья, темперамента);
- системность (регулярность, преемственность);
- вариативность (чередование форм и методов);
- безопасность (контроль нагрузки, страховка);
- мотивация (игровая форма, поощрение).
Технологии:
- здоровьесберегающие (закаливание, дыхательная гимнастика);
- игровые (сюжетные занятия, квесты);
- личностно‑ориентированные (выбор деятельности ребёнком);
- ИКТ (видеоуроки, презентации).
Ожидаемые результаты
Для детей:
- повышение уровня физической подготовленности (по возрастным нормативам);
- снижение частоты ОРВИ (на 20–30%);
- формирование навыков ЗОЖ (гигиена, режим, закаливание);
- улучшение осанки и координации;
- рост двигательной активности (не менее 60% времени бодрствования);
- положительная динамика в развитии физических качеств.
Для педагогов:
- повышение компетентности в области здоровьесбережения;
- внедрение инновационных методик;
- налаживание партнёрства с семьями.
Для семьи:
- осознанное отношение к здоровью ребёнка;
- владение навыками домашнего закаливания и гимнастики;
- участие в жизни ДОУ.
Контроль и мониторинг
Показатели эффективности:
- динамика заболеваемости (по данным медстатистики);
- результаты диагностики физических качеств;
- удовлетворённость родителей (анкетирование);
- выполнение годового плана мероприятий.
Инструменты:
- «Паспорт здоровья»;
- журналы закаливания и ЛФК;
- отчёты воспитателей и инструктора по физкультуре;
- протоколы родительских собраний
Итоги работы
Совместными усилиями воспитателей, специалистов ДОУ, семей воспитанников и социальных партнёров реализуется важнейшая задача — воспитание здорового поколения, отвечающего запросам современного общества.