В основу аналитико-прогностического обоснования проекта положено:
– исследование особенностей восприятия образовательной среды (векторный анализ по В.А.Ясвину);
– методики педагогической экспертизы образовательной среды на основе комплекса количественных параметров (В.А.Ясвин).
По итогам проведенного исследования по методике векторного моделирования был сделан вывод, что в ДОУ преобладает в основном «карьерная» среда (30%) с большой долей «творческой» среды (27%), с элементами «догматической» (23%) и «безмятежной» (20%).В такой среде недостаточно условий для развития самостоятельности и творчества воспитанников и нет свободы индивидуального профессионального развития педагогов.
Полученные результаты позволяют характеризовать среду дошкольного образовательного учреждения, в целом, как карьерную. В такой среде недостаточно условий для развития самостоятельности и творчества воспитанников и нет свободы индивидуального профессионального развития педагогов.
Показатели «творческой» доли позволяют надеяться, что образовательную среду ДОУ возможно перевести в состояние творческой, спроектировав отдельные компоненты развивающей среды.
Результаты опроса разных групп респондентов по методике педагогической экспертизы среды на основе комплекса количественных параметров (В.А.Ясвин):
Параметр среды |
Общее значение |
Широта |
4,8 |
Интенсивность |
5,4 |
Осознаваемость |
7 |
Обобщенность |
4,4 |
Эмоциональность |
6,3 |
Доминантность |
7 |
Когерентность |
5,8 |
Активность |
2,2 |
Мобильность |
5,5 |
Структурированность |
5,6 |
Безопасность |
7 |
Устойчивость |
7 |
Итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о высоком уровне осознаваемости, доминантности, безопасности и устойчивости. Недостаточно развиты такие показатели ЛРОС, как широта, обобщенность и активность среды.
Среда не стимулирует социальное взаимодействие, не ориентирована на ребенка, не способствует развитию сотрудничества.
Причинами низкого значения такого показателя как «обобщенность» могут являться, с одной стороны, условия современной действительности, которые повлияли на степень координации всех участников образовательного процесса, с другой стороны, недостаточное количество «воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино» (А.С. Макаренко). Разработанный проект может стать такой общей идеей, способной объединить всех участников образовательного процесса.
Социальная активность отвечает за взаимоотношения детского сада с внешним окружением. Принято считать, что для дошкольного образовательного учреждения низкие значения этих показателей можно считать вполне закономерным явлением: детский сад, как правило, представляет собой достаточно закрытую систему, чья «открытость» миру иногда прописана только в нормативных документах. На практике контакты воспитанников не только с посторонними, но даже и друг с другом крайне редки. Кроме того, ДОУ часто выступает в роли социального потребителя. Одним их эффектов реализации разработанного проекта планируем следующее: создание дошкольной организацией социально значимого продукта, который она будет активно распространять, оказывая, таким образом, влияние на среду обитания, тем самым повышая степень социальной активности.
Широта образовательной среды ДОУ отвечает за расширение сферы возможностей для всех участников образовательных отношений (освоение нового оборудования, продуктов линейки программы «Вклад в будущее»).
Одним из важных пунктов экспертно-аналитической работы стало определение образовательной и организационной моделей детского сада.
Исходя из результатов, мы видим, что в МБДОУ детский сад №4 г. Пензы «Мозаика» необходимо создать творческую образовательную среду с повышением таких показателей, как обобщенность, социальная активность и широта.
Для определения готовности педагогического коллектива к изменениям в направлении развития творческой образовательной среды был проведён SWOD- анализ, позволивший определить сильные и слабые стороны организации, её возможности и риски-угрозы.
Результаты SWOD— анализа
Сильные стороны |
Слабые стороны |
· Стабильный, работоспособный педагогический коллектив, готовый к изменениям. · Достаточный уровень информационной компетентности педагогов и опыт инновационной деятельности в области работы с семьей. · Наличие специально разработанных методических материалов по проблеме инновационной деятельности, в частности проектов по взаимодействию с родителями · Наличие связей с социальными партнерами
|
· Снижение уровня корпоративной культуры педагогов. · Низкая вовлечённость родителей в образовательный процесс. · Наблюдается стагнация в области использования инновационных технологий. · Недостаток времени для обсуждения педагогическим коллективом проблем детского сада.
|
Возможности |
Угрозы |
· Совершенствование качества образования в ДОУ; · Возможности сетевого взаимодействия детского сада; привлечения как можно большего количества родителей к сотрудничеству с ДОУ; · Повышение профессионального мастерства педагогов; возможность для воспитателей публично презентовать свой опыт на разных уровнях. |
· Неготовность родителей к взаимодействию · Недостаточная степень активности, инициативности педагогов |
Проведя SWOD- анализ, мы сделали следующие выводы о том, что у детского сада есть достаточно сильные стороны, которые станут основой создания новой творческой образовательной среды. Есть проблемы, отражённые в слабых сторонах, которые можно решить, используя комплекс возможностей и работая с рисками. Этому будет способствовать работа по созданию и реализации нашего Проекта.